Первым делом, первым делом – рынок. Ну, а продвижение? А продвижение потом. Первым делом, нужно понять сколько всего денег на рынке и какую долю может занять наш бизнес.
Мы используем модель PAM/TAM/SAM/SOM. Она помогает оценить фактическую и потенциальную ёмкость рынка, а также определить уровень сложности в борьбе за каждый уровень.
PAM (Potential Available Market) – потенциальный объём рынка.
TAM (Total Addressable Market) – общий объём целевого рынка;
SAM (Served/Serviceable Available Market) – доступный объём рынка.
SOM (Serviceable & Obtainable Market) – реально достижимый объём рынка.
Представим, ваша семья сидит за столом. Вам отрезали один кусок пирога (это SOM), вы можете попросить еще один кусок (это SAM), забрать весь пирог (это TAM) или попросить приготовить ещё один пирог (это PAM).
Построили PAM/TAM/SAM/SOM, супер! Теперь нужно понять темп роста или падения рынка в будущем, поэтому используем CAGR (англ. Compound annual growth rate) — совокупный среднегодовой темп роста, который выражается в процентах.
Это понятно, но как определить показатели? Обратимся к первому примеру.
1. Нужно очертить границы каждого показателя. Например, для ресторана PAM – общее количество людей с вычетом тех, кто не посещает рестораны общественного питания, а TAM – это люди, которые тратят в районе планируемого нами среднего чека и желают пробовать нашу кухню и так далее. Здесь определим количество людей.
2. Нужно использовать пропорции и экономику сегментов, которую мы выявили в исследовании jTBD. Здесь определим количество денег в каждой группе.
Можно пойти альтернативный методом и позаимствовать материалы из открытых и закрытых рыночных исследований (например, РБК).
Лайфхак: если написать в поисковых системах: "Анализ рынка недвижимости Москвы в pdf", то можно получить несколько исследований.
В ходе изучения рыночной аналитики или анализа аудитории будет появляться понимания драйферов и факторов роста рынка.
Драйверы роста – прикладные и измеряемая тенденции, которые влияют на развитие или падение рынка.
Факторы роста – неизмеримые, но логичные факторы, которые влияют на развитие или падение рынка.
Дополнительно, мы должны понимать рыночные доли всех участников рынка, но об этом вы узнаете в следующей части про финансовый анализ и поймёте почему именно там.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БИЗНЕСА. Найти открытые исследования по рынку и провести анализ PAM/TAM/SAM/SOM, а также – выделить CAGR, драйверы и факторы развития или падения рынка в будущем.