Как правильно назвать работу с данными, чтобы отразить суть? Данные как ваш сейф, где вы храните информацию и берете тогда, когда она нужна.
По заветам великих классиков, есть 8 ключевых областей, которые охватываются аналитикой и отвечают на четкие вопросы, а ответы формируют ответ на главный: «Где взять деньги?» и перетекает через общую стратегию в диджитал-каналы.
1. JTBD. Кто наши клиенты, которые приносят прибыль?
2. CJM. Как наши клиенты покупают и проходят своё потребительское путешествие в разных сценариях?
3. Продукт. Какие продукты нам продавать?
4. Позиционирование. Как позиционировать нашу компанию, продукты и сотрудников отдела продаж.
5. Цена. По какой цене продавать?
6. Как построить бизнес-процессы отдела продаж, чтобы продавать больше и дороже?
7. Как продвигать бизнес в тч. в интернет-маркетинге?
8. Сколько мы хотим и можем зарабатывать при ответах на все эти вопросы?
Обратите внимание на последовательность (это главное), ведь именно так работают маркетинговые взаимосвязи, которые переходят в диджитал, а он собирает, хранит и визуализирует данные после аналитики от хороших маркетологов (например, меня) Если в стратегии есть ответы на эти вопросы – она крутая. Если ответов нет – стратегия плохая.
– А если мы заказали только диджитал-стратегию?
– А разве ответы на эти вопросы Вы должны быть до разработки диджитал-стратегии... Или на них обязаны ответить люди, которые занимаются только диджиталом. Это ваши задачи, которые должны быть выполнены "до диджитал-стратегии" или зачем вы работаете!?
Я не зря посвятил первую часть CJM и показал только минимальный набор данных, которые перетекают в диджитал-стратегию и становятся прочным эконономическим фундаментом. Или разве мы не зарабатываем деньги?
Я бы очень хотел, чтобы каждый предприниматель вчитался и вдумался в верхний абзац и сказал утвердительное: «Да, мы зарабатываем деньги».
Ведь организованный диджитал – полноценный цифровой актив, который может перевести вашу компанию из малого бизнеса в средний или быть прочным фундаментом для локальных точек роста.
Напомню, на этом этапе гибнет малый бизнес, когда начинается переходный период в средний. И если вычесть инфраструктурные ошибки (кинули со складом, коронокризис и тд), то ключевая ошибка – это данные, которые не собираются, а как следствие – работа с ними не ведется. Это приводит к тому, что теряется контроль над доходной частью Cash Flow (он же кефир).
Глобально. Данные бывают 3 уровней и покрывают предметные поля, описанные выше.
1. Стратегические. Помогает контролировать стратегическое развитие компании.
2. Тактические. Помогают контролировать качество бизнес-процессов в компании.
3. Операционные. Помогают контролировать весь бизнес, вплоть до ошибки сотрудника при настройке контекстной рекламы.
Эти 3 уровня создают полностью оцифрованный бизнес, а правильная работа с визуализацией данных (например, хороший дашборд) помогает смотреть только нужные цифры и при "условном провале в продажах" углубиться в суть и увидеть взаимосвязи и узкие ошибки.
Понятно. Нужность использования данных зависит от размера бизнеса и принимаемых управленческих решений (например, выводить новый продукт в ассортимент домашней пекарни или открывать новый формат ресторанов?) Это разные вопросы для малого и среднего бизнеса, но объединяет одно – нужны данные.
Как собирать данные в малом, среднем и большом бизнесе?
Малый бизнес.
Здесь нужно понимать, что ключевая задача – выжить в поисках своей ниши и оцифровать свой опыт, который потребуется на переходе в средний бизнес. А для менее затратной аналитики хватит банальной веб-аналилики (в Google и Яндекс) и CJM из первой статьи. Они помогут рулить стратегическими процессами. А собирать данные нужно в AmoCRM или аналогах.
Средний бизнес.
Здесь быстро растет важность данных, как и сумма денег, которые вливаются в операционное развитие и должны окупаться. Здесь важно иметь и расширять собранный багаж и оцифровывать тактические данные, а также включать новые модели для анализа продукта (например, комбинаторика - какой сегмент покупает какой товар №1 и с товаром №2, в %). Нужно собирать полные данные по CJM, иметь продвинутую аналитику в Google и Яндекс и оцифрованную формулу прибыли. Здесь уже подключается связка AmoCRM + сервер.
Большой бизнес.
Здесь все решения зависят от полноты картины. Даже на небольшие эксперименты выделяются большие инвестиции. Понятно, где большой бизнес, там большие риски. Полностью оцифрованный бизнес позволяет контролировать и снижать риски за счет контроля текущих показателей и поиска локальных точек роста (например, многоуровневая корреляция). Здесь в деле сложные системны работы с данными, которые невозможно сделать в малом или большом бизнесе.
Спросите, зачем про данные в статье про диджитал? Ответ на поверхности. Данные, которые собираются, хранятся и берутся в работу находятся в диджитале (будь-то это AmoCRM или автоматизированный дашборд).
Особняком всего является Data Flow Map, которая показывает схему сбора, хранения + использования данных (см. пример) + включает нужные мощности для их хранения. Увы, такая штука стала одним из последних нововведений моей стратегии, поэтому NDA не позволяет делится (очень плохой факт).
UPD. Как человек, который обходит систему – выкладываю пример для C+ бизнеса, которая не входила в НДА.
Безусловно, собранные и правильно структурированные данные помогают автоматизировать и полностью замкнуть ручной интернет-маркетинг в автоматизированную воронку продаж (не люблю это слово. Его опошлили инфобизнесмены, но другого нет).
Материал про автоматизацию оставляю на расширенную версию. Не представляю как раскрыть в мини-книге слишком большую историю.
Повторюсь, хорошие данные – сейф вашего бизнеса. Вы складываете каждую строчку клиентских данных, чтобы использовать в нужный момент или активно использовать в будущем, чтобы остаться и развиваться на рынке (факт).
На этом замыкается и объединяется диджитал в единую экосистему, которая требует правильного и системного подхода. Что лучше чек-листа для систематизации? Только чек-лист стратегии :)